Российские адвокаты просят помощи в Европе
Перед уходом в отставку с поста президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Юрий Пилипенко обратил внимание Совета коллегий адвокатов и юридических обществ Европы (CCBE) на проблемы россиян с получением юридической помощи. Из-за санкций дискриминации подвергаются обычные граждане, а также ущемляются права на работу иностранных защитников.
Антироссийские санкции, включающие и запрет на оказание юруслуг, касаются только органов госвласти и компаний, пишет Коммерсантъ. Однако на деле иностранным юридическим фирмам рекомендуют «быть осторожными» в работе с любыми клиентами из РФ.
Обращение к главе ССВЕ Джеймсу Макгиллу Юрий Пилипенко подписал перед передачей полномочий новому главе ФПА - Светлане Володиной. В письме президенту ССВЕ (организация представляет адвокатов 32 стран) Пилипенко привлек внимание «к ситуации с оказанием юридической помощи гражданам РФ, сложившейся в европейских государствах». Он утверждает, что россияне уже не раз сталкивались с трудностями в получении юрпомощи, вплоть до полного отказа. Юрий Пилипенко полагает, что адвокаты вынуждены отказывать россиянам, что влечет также ущемление прав самих защитников.
В связи с этим ФПА просит Макгилла содействовать недопущению любой дискриминации.
СМИ стали известны факты давления на адвокатов. Так, Палата адвокатов Нидерландов призывает членов к «повышенной бдительности» при работе с российскими клиентами. Люксембургская палата требует проверять российских клиентов и их бенефициаров в санкционных списках. А английские юристы расторгают контракты с россиянами из-за санкций и отказывают им в предоставлении услуг.
В октябре ЕС, а следом и Швейцария ввели запрет на оказание всем российским органам власти и компаниям юридические услуги. Из правила оставили исключение: юруслуги можно оказывать гражданам России, а также представлять их интересы в судебных разбирательствах и административных органах. В действительности такой «отменяющий» подход к российским клиентам встречается вне зависимости от обстоятельств дела и их санкционного статуса.
«Мы сталкивались с подобной ситуацией, но все зависит от юрисдикции», - отметил адвокат, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Михаил Загайнов. Он привел пример, как обратился «к бельгийским коллегам-адвокатам» для разблокировки акций одного из клиентов. «Одни отказали вежливо, но был адвокат, который отказался сотрудничать с оскорблениями в адрес россиян. В то же время во Франции по другим делам никаких проблем и вопросов не возникло. Французские адвокаты продолжают сотрудничество», - отметил Загайнов.
Другой адвокат, Владимир Жеребенков, подчеркнул, что иностранные законодательства зачастую либерально настроены к защитникам. По его словам, в Европе ему свободно разрешали присутствовать при следственных действиях и в суде. В России сейчас иностранцев могут защищать только адвокаты-россияне. Однако о нарушении прав на защиту говорить нельзя, утверждает Жеребенков.
«Например, к моему подзащитному, гражданину сразу четырех стран Полу Уилану, осужденному за шпионаж, отношение было очень внимательное, ему даже сделали операцию, которую российскому заключенному пришлось бы ждать гораздо дольше», - рассказал защитник.
Адвокат Александр Бойков, защищавший американскую баскетболистку Бритни Грайнер, также не заметил нарушений права на защиту иностранки. «Не берусь судить обо всех делах, но в своем мы не сталкивались с какими-либо препятствиями или давлением», - говорит Бойков, подчеркивая, что американку зря содержали в СИЗО, а приговор ей был «неправосуден».
Виктора Бута обменяли на баскетболистку Грайнер в начале декабря. Российский предприниматель был осужден в США в 2012 году по обвинению в незаконной торговле оружием. Все это время власти нашей страны добивались его освобождения.
Адвокатам предоставили бронь от мобилизации. Российские адвокаты внесены в список граждан, пребывающих в запасе и подлежащих бронированию. О необходимости отсрочек защитникам стали говорить после того, как некоторые мобилизованные юристы погибли на СВО.