Переучёт в Ласпи: землю на ЮБК оценили справедливо
Эфир программы от 18 февраля.
Вместо сотни миллионов – десятки тысяч рублей. Заниженная кадастровая стоимость земельного участка на берегу Чёрного моря позволяла застройщику экономить серьёзные деньги. Наконец удалось добиться перерасчёта. Я несколько раз рассказывал об этой мутной истории. Весной 2021 года выяснилось, что скандальные новостройки в живописном урочище Ласпи, построенные под видом «пансионата для отдыха семей с детьми», пользуются уникальной льготой. Земля, на которой они построены, оценена как лесной фонд – три гектара имеют кадастровую стоимость всего 88 тысяч рублей! Это важно, потому что земля городская, и арендатор имеет полное право выкупить землю в собственность – причём всего за 20 процентов от кадастровой стоимости… Я думаю, вы хорошо умеете считать: если три гектара стоили 88 тысяч рублей, то пятая часть от этой суммы – всего тысяч 17! Красиво, не правда ли? Для того, чтобы этот уникальный шанс реализовать, нужно было всего-то две вещи: «свой человек» там, где принимают решения, и тишина. И если с первым пунктом, возможно, всё было в порядке – то вот «по-тихому» оформить не получилось. Мной вместе с депутатом Законодательного собрания Севастополя Вячеславом Гореловым был написан запрос в ДИЗО: мол, явно же ошибочно занизили стоимость, исправьте – есть риски отчуждения имущества за копейки. И что? Это письмо «потерялось» почти на три месяца! Ни ответа, ни привета. Тогда я обратился в прокуратуру Севастополя. Там провели проверку фактов и обязали чиновников ДИЗО пересчитать стоимость земли. Результат – новая кадастровая стоимость с января 2022 года составляет почти 122 миллиона рублей! Я посчитал: предыдущая цифра меньше в 1300 раз! Осенью прошлого года я задал вопрос директору департамента по имущественным и земельным отношениям об этом загадочном случае занижения кадастровой стоимости – и вот что она ответила.
«Когда мы пересчитали эту кадастровую оценку, соответственно, будет перезаключён договор по стоимости аренды этого земельного участка. Нужно идти от условий договора; если предусматривалось при окончании договора то, что мы можем изменить стоимость, то соответственно мы можем это сделать. Нет – то есть я должна при заключении договора пересчитать им, уже с момента заключения нового».
В общем, всё логично, за исключением одного: ни слова о том, что бюджет недополучает деньги, никакой обеспокоенности этим фактом руководителя профильного органа государственной власти я не заметил. Я понимаю, ошибки признавать неприятно. Но ведь цели и задачи ДИЗО – приносить от своей работы с городским имуществом прибыль в бюджет, а не выполнять роль благотворительной организации для застройщиков! Самое интересное, что подобные схемы оптимизации используют, вообще-то, далеко не бедные люди! Которые сначала «протащили» под видом детского пансионата строительство апартаментов в можжевеловом лесу, нанесли непоправимый ущерб природе (при этом вышли сухими из воды), а теперь еще и экономили на аренде! В общем, теперь платёж в бюджет должен составить не менее трёх миллионов рублей ежегодно. Не помешало бы разобраться и с теми «специалистами», которые оценивали участок в 2018 году: видя построенные многоэтажки, они «зажмурились» и написали в документах, что это лес. Я обращался по этому вопросу в Следственный комитет – но никакой реакции так и не было. Тем не менее, историю можно считать очень поучительной. Однако в целом картина выглядит печально: как стало известно осенью из того же отчёта о работе ДИЗО, этот орган слабо справляется с управлением городским имуществом – долги за аренду земли взыскивают неохотно, а такая «ошибка», вероятно, не является чем-то исключительным.