Внимание

.

Центробанк жёстко пресекает риски инфляции

15 сентября Центральный Банк России обновил ключевую ставку (показатель, регулирующий стоимость денег для экономики).

В прошлый раз такая мера была экстренно применена ровно месяц тому назад, 15 августа: тогда стоимость кредитных ресурсов поднялась с 8,5% до 12%. Теперь этот показатель вырос ещё на один процент и составляет уже 13%. В октябре регулятор проведёт следующее заседание, но ожиданий, что ставка снизится, практически нет напротив, речь идёт о долговременных жёстких мерах. 

Тему поднимали три дня тому назад на Восточном экономическом форуме с участием Владимира Путина: тогда президент согласился с тем, что высокая стоимость кредитования затормозит развитие промышленности, однако указал на растущие риски инфляции, которые необходимо пресекать такими мерами. «Потому что тогда в условиях большой инфляции строить бизнес-планы практически невозможно. Здесь нет хороших и очень хороших решений, здесь есть сложные решения, но их нужно принимать своевременно. И Центральный банк, и Правительство до сих пор это делали, и делали весьма эффективно», сказал Владимир Путин.

Обратите внимание: глава государства высоко оценил работу Центробанка. Возможно, авторитет регулятора потому так высок, что его руководитель позволяет себе не соглашаться с мнением президента? Вот простой пример: 15 сентября модератор Восточного экономического форума спросил Владимира Путина о курсе рубля: год тому назад доллар стоил в районе 60, этим летом приблизился к 100. По итогам 2022 года российская валюта стала самой волатильной, то есть нестабильной, в мире. 

Президент тогда чётко объяснил причины: «В целом я не думаю, что здесь есть какие-то совсем непреодолимые проблемы и сложности. Связано это со многими факторами, в том числе с возвратом или невозвратом частичной валютной выручки от наших крупнейших экспортёров. Логистические цепочки для импорта не были налажены. Сейчас импорт всё в большем и большем объёме поступает на наш рынок, а это значит, иностранная валюта всё больше и больше востребована. Есть и другие факторы, но в целом это управляемые факторы. Мы их видим, понимаем, и ЦБ их видит».

А вот уже 15 сентября глава Центробанка Эльвира Набиуллина, комментируя призывы вынудить российских экспортёров вливать валютную выручку в рынок в целях стабилизации курса рубля, заявила о том, что это не принесёт результата. «Что обсуждается больше всего это вернуться, например, к обязательной продаже валютной выручки. Значительная часть выручки уже рублёвая. Доля продажи валютной выручки экспортёрами практически постоянна. Продав свою валютную выручку, экспортёры имеют возможность её купить обратно в тех объёмах, которые сочтут нужными. В итоге возрастёт только оборот на валютном рынке, но баланс спроса этой валюты не изменится, и это создаст неудобства для компаний, которым выручка нужна для покупки импортного оборудования, и издержки на дополнительную конвертацию. Но эффекта на курс это не окажет значимого», сказала Эльвира Набиуллина.

Впрочем, это было сказано с оговоркой на то, что в нынешней ситуации стандартные меры реагирования не работают корректно. Возможно, так и есть. Но я думаю, что крупные экспортёры, которые не горели желанием возвращать в Россию свои прибыли, от такой новости взбодрились. В отличие от рубля, курс которого продолжает колебаться в районе «90+». 

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Яндекс.Новостях

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях

Читайте также