Как работали журналисты НТС в дни Русской весны
«Говорит и показывает Город-Герой Севастополь». Так начинается каждый выпуск «Севинформбюро» на телеканале НТС. В дни Русской весны его смотрел весь город, чтобы знать правду о происходящих событиях. Севастопольцы из выпусков новостей узнавали, где нужна была их помощь – на блокпосту, у воинских частей или у правительственных зданий.
В то непростое время руководила телеканалом главный редактор Екатерина Петриченко, директор НТС Дмитрий Жуков был направлен в координационный совет по организации севастопольского городского управления по обеспечению жизнедеятельности города, который возглавил народный мэр Алексей Чалый.
«Вот на таких плёночных кассетах работали журналисты в 2014 году. Для сравнения. Сейчас мы работаем с флеш-картами, информация переносится в течение нескольких минут, а раньше, чтобы согнать материал необходимо было около часа времени, наверное. Тогда важно было как можно быстрее передать информацию в эфир, поэтому времени особо на подготовку репортажей не было. Весь отснятый материал передавали в эфир практически без монтажа», – рассказывает старший редактор телеканала "Первый Севастопольский" Маргарита Пронина, которая в 2014 году работала корреспондентом Независимого телевидения Севастополя.
«Вообще события весны пролетели очень быстро. Точно. Это сейчас ты можешь по деталям, даже спустя 10 лет какие-то вещи восстановить в памяти. Чем уникальна была наша работа и профессия, мы как на исповеди, мы видели некоторые вещи, которые видели только снятые нашими руками, нашими корреспондентами и операторами. Я помню установку блокпостов ночью, на меня это произвело очень сильное впечатление. Я помню сдачу командующего ВМС Украины в штабе, я помню памятник Шевченко с наркоманами», – говорит оператор Независимого телевидения Севастополя Дмитрий Фомин.
9 марта 2014 года в Севастополь прибыли сотники киевского майдана на празднование юбилея Тараса Шевченко. У памятника писателю они почтили память «небесной сотни», а потом на камеры зарубежных СМИ устроили провокацию. Жители западных регионов Украины выкрикивали бандеровские лозунги, оскорбляя жителей Города-Героя. Телеканал ВВС транслировал происходящее в прямом эфире.
«Они здесь чтобы показать, что они украинцы, и хотят, чтобы Крым остался частью Украины. Но это решится на референдуме, где у крымчан будет шанс определиться, хотят ли они быть частью Украины или России. Вон там по краям демонстрации появились русские молодые люди. Они здесь, чтобы помешать проведению демонстрации. Звучат оскорбления. Обе стороны кричат, что Крым принадлежит им. Вскоре русского парня повалили на землю, у него идёт кровь. Вскоре россияне смогли отомстить, последовав за украинцами на прилегающую парковку», – рассказывает корреспондент ВВС.
На митинге у памятника Шевченко работали журналисты НТС Маргарита Пронина и Дмитрий Фомин.
«Я вот тогда очень хорошо запомнила их такие звериные лица. Они нам на камеру читали стихи Кобзаря, а вечером устроили перестрелку в парке Ахматовой, прямо на детской площадке. Их оперативно задержали наши отряды самообороны. И в этот же день в полиции нам разрешили задать им несколько вопросов», – вспоминает журналист Маргарита Пронина.
На съёмной квартире у активистов киевского майдана бойцы севастопольской самообороны нашли несколько тысяч агитационных листовок, медицинские препараты, содержащие отравляющие вещества. Один из задержанных признался, что шприцы предназначались для севастопольцев.
«Там белая жидкость. Если ее полтора кубика ввести человеку в организм, то у него через 10-15 минут наступает остановка сердца», – заявил журналисту Маргарите Прониной активист киевского майдана с позывным «Хирург».
«Мы когда туда приехали с Маргаритой, в общем, не предвещало ничего страшного. Ну да, собрались ждуны всякие, решили возле памятника помайданить. Но выяснилось, что совсем всё не так. Дело в то, что глаз выхватывал совершенно не адекватных, не севастопольских персонажей, это было видно, глаза, тип лица, поведение», – рассказывает оператор Независимого телевидения Севастополя Дмитрий Фомин.
Иван Клепачёв работал на телеканале НТС в дни Русской весны практически круглосуточно. В память о тех событиях хранит награду, которую ему вручили сотрудники спецподразделения «Беркут». Вернувшись с киевского майдана, они встали на защиту Крыма, перекрыв границу. Иван сделал несколько репортажей оттуда.
«События в Киеве развивались с геометрической прогрессией. Мы уже видели, что Банковскую сдали, что происходит откровенный беспредел. Страна, по сути, расходилась по швам. Всё говорило о революционной обстановке . Очень было страшно, потому что националисты с Киева обратили свой взгляд на Крым, который всегда стоял особняком. Поэтому этот репортаж нужно было крайне важно сделать, чтобы показать, что ребята вот на рубеже стоят и защищают нас. Мы буквально в тот же вечер собрались, оператор был Саша Листопад, водитель Юра Синельников и поехали, по сути, в неизвестность, потому что не знали, какая обстановка на севере Крыма происходит», – вспоминает журналист Иван Клепачёв, который работал корреспондентом Независимого телевидения Севастополя в 2014 году.
Приехали на рассвете на Турецкий вал. На блокпосту сотрудники «Беркута» останавливали для проверки все машины. Тогда в Крым пытались провезти оружие, взрывчатые вещества, бронежилеты и наркотики.
«Я записываю стендап и слышу, что кого-то «вяжут». Я разворачиваюсь, говорю: Саня, снимай. В наручники заковывают каких-то двух неизвестных мужчин, которые представляются полковником СБУ, второй – подполковник внутренней полиции. И они с каким-то таким гонором: вы кто такие, вы все пойдёте под трибунал, начинают права качать, мол, вы даже не знаете на кого натолкнулись. Беркут естественно вежливо им объяснил, что так это не работает, потому что у них с собой было огнестрельное оружие. Австрийский GLock, как сейчас помню, и снайперский прицел», – вспоминает журналист Иван Клепачёв.
Журналист Маргарита Пронина жалеет, что не удалось взять интервью у «вежливых людей». Они ни с кем не разговаривали, молча выполняли свою работу, а детям раздавали конфеты. До их появления, севастопольцы переживали, чтобы всё сложилось, чтобы Россия услышала и взяла под свою защиту.
«У меня было сильное чувство тревоги, я очень боялась, что Черноморский флот получит команду покинуть Севастополь, как это было в 1942 году. Даже страшно представить, какие события тогда бы здесь развивались. Мы в тот период с друзьями так, шутили-не шутили, но говорили друг-другу, что если что, встретимся на 35 береговой батарее», – рассказывает журналист Маргарита Пронина.
По её словам, севастопольцы не оставили бы город, отстаивали бы его, как это делали их деды и прадеды во вторую Оборону. В дни Русской весны журналисты НТС не просто выполняли свою работу, они были севастопольцами, мечтавшими вернуться на Родину.
«Творилась история? Наверное, да. Какие последствия? Да я о них не думал, просто шёл в перёд, вот и всё. Я что хочу сказать, севастополец – это, это… севастополец», – сказал оператор Независимого телевидения Севастополя Дмитрий Фомин.