Новости

sev.tv

В Севастополе гибнут пчёлы – фермеры просят помощи

В Севастополе гибнут пчёлы. За минувшую зиму фермеры из Терновки потеряли до 90 процентов семей, сообщил Первому Севастопольскому пчеловод Василий Стадник.

По его словам, такая же ситуация в Крыму и на материковой части России. За помощью к нашим пчеловодам обращаются пасечники из Краснодарского края и Вологды, чтобы приобрести пчелиные семьи. 

«По Крыму общаемся с пчеловодами, собираемся. 90 процентов, не побоюсь сказать, погибло пчёл за зиму. Осенних было много слётов. И с материка многие звонят и просят пчелопакеты. На больших пасеках много потеряли пчёл. Может быть, клещ мутирует, препараты не справляются, может быть сотовая связь. Пока не понятно, почему такой большой отход», - рассказывает пчеловод. 

Точную причину падения определить не могут. По словам фермеров, пчёлы не только гибнут, некоторые теряют навигацию и не возвращаются в улей. 

За помощью обращаются к ветеринарам. Ежегодно здоровье пчёл проверяют специалисты отдела противоэпидемических мероприятий Севастопольского ветцентра.

Они не только осматривают семьи, исследуют их поведение, но и берут анализы на диагностику. Пробы отправляют в Кропоткинскую краевую ветеринарную лабораторию в Краснодарский край. Проверяют пчелиные семьи на наличие клеща. 

«На пчеле мы можем увидеть клеща. Красный клещ Варроа. Пчёлы будут возбуждены, когда присутствует данный клещ, будет гибнуть расплод, не будет семьи, она просто будет умирать», - сообщила специалист ГБУ «Севветцентр».

Признаки инфекционных и паразитарных заболеваний у терновских пчёл не выявили. По мнению фермеров, одной из причин гибели может быть засушливая осень и холодная весна.

У фермера Василия Стадника зиму пережили 300 семей, более 200 погибли. Его пасека находится в пяти километрах от Терновки в заброшенном сливовом саду. Пчеловодством занимается с 1990 года. Говорит, в пять утра он уже на пасеке и трудится допоздна. В 2015 получил государственный грант, благодаря которому увеличил число пчелосемей с 50 до 500.

«Вы видели, сейчас открывали улей. Пчела очень спокойная, порода Бакфаст. Берём у нашего крымского матковода с Евпатории. Это крымская пчела. Вывели её немцы. Племенной материал берём из Германии и Белоруссии», - объяснил специалист. 

Неподалёку фермерское хозяйство Сергея Кононова. Он занимается пчеловодством всего четыре года, разводит пчёл – узбечек. 

«Закупил пять уликов и потихоньку развил до ста. В этом году падёшь был, осталось 60», - рассказывает мужчина. 

Для развития пчеловодства, фермеры хотят объединить силы и создать кооператив. 

«Стараюсь объединить пчеловодов, дойти до того, чтобы не было продажи на улице, на дорогах, потому что продают некачественный мёд. У нас нет такого, чтобы можно было с семьёй приехать, чтобы сами себе могли откачать мёд, попробовать натуральные пчелопродукты. Есть в планах сделать кооператив пчеловдеческий. Земля нужна. Банки неохотно тоже кредитуют. Пчеловодство рискованная профессия, поэтому не очень кредитуют», - говорят они.   

Фермеры направляли свои проекты по развитию пчеловодства в правительство Севастополя, обещали помочь, но пока безрезультатно. По словам начальника Управления отраслевого развития сельского хозяйства города Сергея Москаленко, гранты дают начинающим фермерам, только открывшим предпринимательство. 

«И рассчитывать на помощь может только в этом финансовом году. Если он зарегистрировался в этом, а за помощью придёт в следующем, то, к сожалению, помощь он получить не сможет. Конкурсный отбор для потенциальных грантополучателей будет объявлен во второй половине этого года и на данный момент сумма предусмотрена в размере 10 миллионов рублей. Каждый грантополучатель может рассчитывать на сумму 2,5 миллиона», - сообщил чиновник. 

ЗПока фермеры могут рассчитывать на собственные силы. Говорят, рядом много свободной сельхоз земли, но она почему-то простаивает. От государства одни проверки. Пчёлы должны быть обязательно зарегистрированы и учтены. А это стоит денег. 

«Мы это проводим в системе «Регагро». Заполняется ведомость, куда вносится уникальный номер и его фиксируют на улей. В ведомость заносится дата рождения матки, порода», - рассказывает специалист ГБУ «Севветцентр». 

По словам фермера Сергея Кононова, в Севастополе маркировка одной пчелиной семьи стоит 100 рублей, а на Алтае – 24. Почему у нас в четыре раза дороже? И почему на городских ярмарках не находится места для севастопольских пчеловодов, а для краснодарских они есть. 

Пока в правительстве рассматривают предложения по развитию пчеловодства от фермеров из Терновки, они организовывают мобильные пасеки. Купили транспорт для перевозки пчелиных семей и ищут рапсовые поля.

«Я уже второй год занимаюсь с фермерами и прошу их, чтобы они пускали нас на поля. Потому что и для фермера это на 30 процентов увеличения урожая. Я сейчас сделал мобильную пасеку, чтобы выезжать на поля и собирать качественный мёд», - объяснил пчеловод. 

Есть ли в Севастополе свободные сельскохозяйственные земли для развития фермерских хозяйств? Ответ на этот вопрос Телеканал Первый Севастопольский ждёт от вице-губернатора Марии Литовко, которая отвечает за создание благоприятных условия для развития предпринимательства в Севастополе.

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Яндекс.Новостях

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях