Верховный суд: компенсация морального вреда не может быть копеечной
Назначаемая судом сумма возмещения призвана устранить нравственные страдания или снизить их остроту и не может быть слишком маленькой, отмечено в постановлении пленума.
Кроме того при назначении компенсации морального вреда судам необходимо принимать во внимание уровень жизни и доходов граждан, пишет ТАСС со ссылкой на постановление Пленума Верховного суда РФ.
"Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении", - указал ВС РФ.
Суд отметил, что отсутствие в законе прямого указания на возможность компенсации нравственных или физических страданий по каким-либо правоотношениям не означает, что этого права у гражданина нет.
К примеру, суд может взыскать компенсацию морального вреда, причиненного разглашением тайны усыновления или незаконными решениями органов власти и должностных лиц. Также человек может обратиться за компенсацией морального вреда, если его привлекли к административной ответственности, а потом не смогли доказать его вину.
Гражданский кодекс ограничивает право компенсации морального вреда за нарушение имущественных прав граждан. Однако в ситуациях, когда причинение имущественного вреда сопровождается нравственными страданиям, моральный вред подлежит компенсации на общих основаниях. "Например, умышленная порча одним лицом имущества другого лица, представляющего для последнего особую неимущественную ценность (единственный экземпляр семейного фотоальбома, унаследованный предмет обихода и др.)", - разъяснил Верховный суд.
Кроме того в новом постановлении Верховный суд дал подробное определение морального вреда. "Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина", - сказано в документе.
В такие нематериальные блага суд включил в том числе личные и семейные тайны, тайну переписки, телефонных разговоров и сообщений, неприкосновенность жилища, право на защиту от оскорблений, личное оценочное мнение и др.
Под физическими страданиями, причиняющими моральный вред, понимается физическая боль из-за увечья или болезнь, включая перенесенную из-за душевных переживаний. А под нравственными - страдания, нарушающие душевное спокойствие - страх, стыд, унижение, беспомощность, переживания из-за потери близкого и прочие отрицательные эмоции.
Верховный суд подчеркнул, что при любом вреде здоровью обязательно предполагается причинение морального вреда. И установление факта причинения вреда здоровью, вне зависимости от его тяжести, уже достаточно для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
Кроме того, суд разрешил в качестве компенсации принимать иные формы возмещения помимо денежной. Так, это может быть уход за потерпевшим, передача любого имущества, оказание услуг лично причинителем вреда.
В некоторых случаях обязать компенсировать моральный сред можно не только самого виновника. Возможно привлечь к ответственности работодателя за действия его сотрудника, родителей - за поступки их детей младше 14 лет, на государство - за решения чиновников, а также на собственника источника повышенной опасности (в том числе автомобиля).
Ранее председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев призвал реже применять арест по уголовным делам. «Укреплению правовой защищенности подозреваемых и обвиняемых способствуют правовые позиции Верховного суда России о более широком применении мер пресечения, не связанных с заключением под стражу», - отметил он.