Внимание

.

«Молодая демократия» или тысячелетняя Россия?

Начало специальной военной операции на Украине поставило перед нами множество так называемых «вечных» вопросов: кто мы и куда идём? Сумбур, который порой происходит в наших головах, объясняется тем, что нам никто не удосужился объяснить – а что, собственно, мы строим совместными усилиями? А может быть – и объясняли, да только мы не поняли?

Так или иначе – но недавно я встретил стройную версию, изложенную простым языком, которая многое объясняет. Это не идеология: политолог Сергей Марков скромно называет это «концепцией России». И их было две: первую так или иначе связывают с именем первого президента Бориса Ельцина. Вторую – с именем Владимира Путина. Обе они по-разному толкуют возраст России: если у Ельцина это «молодая демократия», то у Путина – государство с тысячелетней историей. 

«По первой концепции Одесса, Харьков, Киев, Донбасс – это всё соседняя независимая Украина. А украинцы и русские – это соседи. По второй концепции Украина это вообще-то часть России, временно отторгнутая от неё. А украинцы – это часть русского народа», пишет Сергей Марков.

Понимаете, да? От нашего отношения к прошлому зависит и наше настоящее, и более того – будущее. Я начал разбираться – и вот в речи Ельцина в 1993 году нахожу упоминание о «богатом многовековом прошлом» и о «тысячелетней истории нашего государства». Но по Ельцину, в 1990 году у этой истории «открылась новая глава». В результате которой Россия обрела «независимость». «Давайте стремиться к этой высокой цели — сделать Россию могучей и уважаемой, а собственную жизнь достойной и свободной. Уверен, что вместе мы добьёмся успеха. С праздником вас, дорогие россияне, с Днём независимости, с Днём России!», говорил Ельцин в 1993 году.

Независимости от чего? От Советского союза – великой и суверенной державы? И от этого величия нас «освободили»? Ну а как Ельцин делал страну «могучей и уважаемой» без слёз просто не вспомнить. В числе унижений той поры – его поездка в Америку для клятвы на верность «жирным котам» капитализма. Им в радость была такая концепция России – отказавшейся от прошлого, отринувшей «имперские амбиции» и сосредоточившейся на выживании. «Молодая демократия» вместо сверхдержавы. 

Посмотрим на другую «концепцию». 7 мая 2024 года после инаугурации президент Владимир Путин заявил о нашей исторической ответственности: «Сегодня, по сути, мы держим ответ перед нашей тысячелетней историей и нашими предками». Интересно проследить эволюцию отношения президента Путина к истории России. Сразу после принятия рычагов власти, в 2001 году, он также называл Россию «молодым государством». И фактически это было так. «Любое новое молодое государство, а поскольку у нас новая Конституция и совершенно другое устройство, чем было в Советском Союзе, современная Россия является государством новым, несмотря на свою тысячелетнюю историю, любые новые институты нуждаются в совершенствовании. И, разумеется, мы этим и занимаемся».

Со временем пришло понимание того, что мощное государство нельзя построить без корней. В Послании Федеральному собранию в 2012 году Путин уже говорит о необходимости опираться на многовековую историю ради национального развития: «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».

В выступлении в 2013 году – акцент на роли русского народа. Который потом, спустя 7 лет, войдёт в Конституцию как государствообразующий: «Огромную объединяющую роль в тысячелетней истории России всегда играл русский народ и русский язык». В мае 2024 подписан президентский Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в нём уже зафиксирована опора на традиционные российские духовно-нравственные ценности. 

И суверенитет у России сегодня – настоящий, от которого тошно тем, кто панибратски хлопал президента Ельцина по плечу. И, конечно, подход к нашей «сфере влияния» совершенно иной: мы не отрекаемся от истории Российской Империи и Советского союза. Напротив – это наша историческая ответственность. В том числе и за то, чтобы нацизм на этих землях не возродился вновь.

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Яндекс.Новостях

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях

Читайте также