Внимание

.

Кормить школьников Севастополя мешает бюрократия?

Кормить севастопольских школьников положенными им бесплатными обедами порой мешает бюрократия. Такой вывод можно сделать из отчёта Контрольно-счётной палаты города по итогам проверки, выборочно проведённой в двух школах города: 22-й имени Николая Острякова и в новой «Школе Экотех+». Документ опубликован на сайте Законодательного собрания Севастополя в январе 2023 года, а сама проверка охватывала период 2021-2022 и исследовала особенности расходования бюджетных средств на организацию питания в целом.

Я обратил внимание на интересный момент: как выяснилось, дети из малоимущих семей временами не получают положенного им бесплатного питания, так как «хромает» оперативность при общении школы с Департаментом образования. «Фактически сложившийся порядок электронного межведомственного взаимодействия не обеспечивает непрерывной реализации права ребёнка из малоимущей семьи на получение бесплатного питания», следует из отчёта КСП Севастополя.

Уточняется, что государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается на шесть месяцев, а когда этот срок истекает - нужно принимать новое решение. И назначать пособие могут от 20 до 30 календарных дней. В школе № 22 им. Н.А. Острякова установлено, что «Период, когда ребёнок не обеспечивается бесплатным питанием по причинам длительного документооборота, составил в 2021-2022 учебном году для двух учащихся 25 учебных дней, для трёх учащихся - 11 учебных дней, в первом полугодии 2022-2023 учебного года для одной учащейся - 38 учебных дней».

То есть получается, что дети приходили в столовую - но выяснялось, что поесть им не дадут, потому что где-то «затерялась» какая-то бумажка Дальше - больше: оказалось, что до сих пор не регламентирован порядок обеспечения бесплатным питанием учащихся, отнесённых к новой льготной категории «дети участников специальной военной операции».

Любопытные детали вскрылись и в ходе проверки заключения контрактов на организацию питания в обеих проверяемых школах. Договоры заключались на небольшой срок - от 5 до 45 дней. Однако пищу нужно же где-то готовить! И понятное дело - тот же ИП Артёменко, например, для этого арендовал помещения в той же самой школе. Но вот срок аренды составлял уже от 3 до 9 месяцев! Иными словами, кроме данного ИП никто бы не смог реализовать договоры, даже если бы выиграл конкурсы - ведь кухня-то занята! А следовательно, были нарушены принципы конкуренции - резюмировали аудиторы. Это позволяло заключать договор с единственным исполнителем, ведь цена сделки в таком случае не превышала 600 тысяч рублей (с точки зрения контролирующих органов это искусственное дробление контракта для обхода 44-ФЗ).

Здесь, конечно, нужно отметить, что руководство школы могло поступать так не из злого умысла, а совсем наоборот - ведь одно дело формальности, связанные с соблюдением конкуренции, а другое - обеспечение стабильного качества питания проверенным поставщиком. К сожалению, в отчёте нет данных о том, насколько мясными были котлеты и достаточно ли вкусным был борщ. Зато проверяющие не поленились и выяснили, какая часть еды попадает в отходы а это примерно треть. В абсолютных цифрах по итогам контрольного взвешивания это прямо-таки шокирующие значения. На основании однодневной проверки КСП спрогнозировала потери продуктов: «Так, только по ГБОУ «СОШ № 22 им. Н.А. Острякова» за 2 месяца (сентябрь-октябрь) 2022 года прогнозный объём отходов составит около 8,9 тонн готовой продукции стоимостью 1 152 000 рублей, или 43 % от оплаченных по актам приёма оказанных услуг».

Вкусно или невкусно - судить с математической точностью нельзя. Но причинами такого большого процента недоеденной пищи аудиторы назвали её температуру (блюда подавались не такими горячими, как должны были быть, это подтверждают и результаты опросов школьников) и неудачное время для организации питания и продолжительность перемен (5 минут). Если же экстраполировать выявленный процент пищевых отходов на весь год, то в 2021-м в мусорную корзину отправились продукты на сумму 70 миллионов рублей, в 2022 - более 106 миллионов рублей из госбюджета были потрачены зря. Зато, как можно судить из представленных в отчёте цифр, для бизнеса организация детского питания в любом случае дело прибыльное: «Контрольно-счётной палатой выполнен расчёт размера фактической наценки, получаемой организатором питания ООО «ВИКТОРИЯ», которая для завтраков достигает 91,4%, обедов - 123,61%, полдников - 235,74%».

Аудиторы также выборочно сравнили журналы посещаемости и акты приёмки услуг. Так, например, в канун нового 2022 года остались голодными 372 ученика младших классов: они пришли в школу 28 декабря (это был вторник), а контракт на питание закончился буквально вчера, то есть 27 декабря. Зато в другие дни, когда некоторые дети отсутствовали в школе, столовая продолжала фиксировать их как получивших питание и исправно вносила в акты.

Добавлю: проверка была добросовестной, отчёт занимает более 100 страниц, пересказывать её можно бесконечно. Но в выводах содержится один важный факт: «мероприятия родительского контроля за организацией питания детей не проводятся». Возможно, многого из перечисленного удалось бы избежать, если бы мамы и папы ещё более внимательно относились к проверке школьного питания своих детей и не ограничивались бы лишь безадресными жалобами в социальных сетях?

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Яндекс.Новостях

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях

Читайте также