Грузия не хочет быть «вторым фронтом» против России
Грузия не хочет открывать «второй фронт» против России. А такие предложения в адрес руководства страны поступали. О попытках вынудить грузин вступить в самоубийственную войну с Россией рассказал спикер парламента Шалва Папуашвили: «Это были как открытые призывы, так и за закрытыми дверями – некоторые друзья и недруги нас к этому подталкивали, чтобы мы отправили бойцов на Украину, что напрямую означало войну».
Председатель грузинского парламента, правда, дипломатично указал, что сами страны-члены НАТО не отправляли войск на Украину – то есть если бы они сделали это, разговор, возможно, был бы другим. Но пока это признание фиксирует чётко выраженное нежелание трезво мыслящего руководства Грузии становиться стороной конфликта. Да – мы знаем, что грузинские «добровольцы» воюют на Украине, причём достаточно массово.
Но при этом стоит напомнить и эпизод из 2022 года, когда премьер-министр Гарибашвили запретил вылет из Тбилиси чартерного рейса с бывшими грузинскими военными, которые собирались отправиться в Киев. В ответ на это Зеленский даже отозвал из Тбилиси украинского посла. Эти факты подтверждают существование в Грузии национально ориентированных элит – что по нынешним временам является редкостью для небольших государств, не обладающих слишком уж большой субъектностью.
В то же время Франция активно «прощупывает» границы дозволенного – Макрон регулярно допускает словесные интервенции на Украину, а недавно в Киеве сообщили о подписании документов, на основании которых французские инструкторы смогут официально работать. Наш МИД ранее называл этот манёвр действием, которое переводит Францию в статус «стороны конфликта».
«Хочется надеяться, что во французских правящих элитах всё же возобладает если не здравомыслие (на это рассчитывать всё сложнее), то хотя бы инстинкт самосохранения. Так или иначе, мы готовы к любому развитию событий», заявил директор первого европейского департамента МИД России Артём Студенников. По его словам, такие действия увеличивают риск столкновения на поле боя двух ядерных держав. Об этом же сказал президент России 28 мая в разговоре с журналистами: «Постоянная эскалация может привести к серьёзным последствиям. Если эти серьёзные последствия будут наступать в Европе – как поведут себя Соединённые штаты, имея в виду наш паритет в сфере стратегических вооружений?» . Мы видим, что динамика событий возрастает и конфликт, который кажется кому-то контролируемым, скоро может перестать быть таковым.