Точка зрения

Андрей Перла, политический эксперт.

Перла: Каковы причины недоверия электронному голосованию?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о понятии легитимности.

Дело в том, что легитимность, о которой в России достаточно часто говорят, это не синоним законности. Это такое понятие, в рамках которого человек понимает, кто и почему принимает те или иные решения, почему этот человек обладает властью, каким именно образом он к власти пришел и какие именно права власть ему дает.

Так вот в случае с электронным голосованием именно на эти вопросы, к сожалению, в общественном сознании нет последовательного известного ответа: кто принимает решение о том, что голосование состоится, кто считает голоса, как можно проверить честность подсчета голосов и кто может это сделать.

Голосование полностью в электронном формате оказывается «вещью в себе». Если при традиционном голосовании на избирательном участке у человека есть хотя бы теоретическая возможность что-то проконтролировать – он видит на участках наблюдателей, он понимает, опять-таки, хотя бы теоретически, какие возможны нарушения и как этому можно противостоять, - то в случае с электронным голосованием его голос уходит куда-то в никуда, и там какие-то бездушные машины, какие-то неизвестные ему люди что-то могут предпринять.

Конечно, это вызывает недоверие не только в России. В России к этому недоверию добавляется понятное и привычное недоверие к власти вообще, к тем «они», которые что-то решают за нас. Этого вполне достаточно для того, чтобы полностью электронное голосование для нынешнего российского избирателя выглядело нелегитимным. У меня все.

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Яндекс.Новостях

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях

Читайте также