Русская весна. Десять лет

.

Майдан и Русская весна через объективы репортёров

Константин Кащенко сохранил жилетку, в которой работал в дни Русской весны. Говорит, в феврале и марте 2014 года в городе находилось много средств массовой информации, в том числе иностранных. В жёлтых жилетах работали операторы «Первого Севастопольского».

По словам Константина Кащенко, украинских и зарубежных журналистов бойцы самообороны города особо не жаловали, так как те искажали происходящие события.

«Чтобы отличить своего от чужого, нужны были какие-то пометки, какие-то отличительные знаки. Вот нам на канале выдали такие жилетки, я её ни разу не стирал ещё. Пользовался после 2014 года ну раза два. Она осталась с тех времён. В тот день к штабу флота приехало много журналистов, корреспондентов с вражеских телеканалов. Снимали, лезли, задавали неудобные вопросы. Ну людей тоже можно понять, самооборонщикам это не очень понравилось и они их, мягко сказать чуть-чуть разогнали. Чуть-чуть пострадала их техника. Собственно, и поделом. Их не жалко, потому что транслировали они полную ерунду», – рассказал старший оператор телеканала "Первый Севастопольский" Константин Кащенко. 

До событий Русской весны Константину Кащенко пришлось работать телеоператором на антимайдане в Киеве, куда была направлена делегация от Севастополя. Тогда в столицу Украины со всех регионов съезжались жители страны, чтобы противостоять «киевскому майдану». Их митинги были мирными и проходили в Мариинском парке столицы. Они не жгли покрышки, не разбирали брусчатку, не набрасывались на сотрудников правоохранительных органов.

«То есть сторонники тогдашнего президента Януковича и премьер-министра Азарова съезжались со всей страны. То есть это были здоровенные поезда по 20 с лишним вагонов, по 5-6 составов сразу. И на площади, по-моему, Европейской площади. То есть получается майдан, Крещатик и Европейская площадь. Нас от майданщиков отделял Крещатик», – пояснил старший оператор телеканала "Первый Севастопольский" Константин Кащенко.

Константин Кащенко перед возвращением в Севастополь заглянул на майдан. Говорит, хотелось всё увидеть своими глазами. Тогда там было всё более или менее спокойно.

«Что запомнилось. Когда идёшь, со сцены звучит эта идиотская фраза «кто не скачет, тот москаль». И толпа начинает скакать. А мы идём мимо и думаем, мы же не скачем, мы не будем скакать. Запомнились люди в кастрюлях. Люди ходили в кастрюлях на головах.

– Зачем?

– Подозреваю, что идиоты. Ответа на этот вопрос нет. Вряд ли кастрюля защитила бы от чего- либо – от пуль или дубинок. Но люди ходили в кастрюлях. Запомнилось, как толпа людей стояла у поваленного памятника Ленину и молотками отбивали себе кусочки на память», – сказал старший оператор телеканала "Первый Севастопольский" Константин Кащенко.

А ещё запомнилась грязь и вонь повсюду, разобранная брусчатка и костры. По словам Константина Кащенко, на майдане всем предлагали пить чай. От угощений севастопольцы отказались. Их интересовал ответ на один простой вопрос. 

«Что вы тут, собственно, отстаиваете? Что мы слышали: вот, воры украли страну, революция. Мы пытались понять, что украли? Ну вот за что стоят, что украли? Но кроме общих лозунгов, которые они услышали со сцены от своих предводителей, никто толком не смог сказать, зачем они там собрались, что они хотят для своей страны и, вообще, для чего всё это происходит», – рассказал старший оператор телеканала "Первый Севастопольский" Константин Кащенко.

Жители Севастополя следили за событиями, которые происходили в Киеве. Всё это не имело ничего общего с законом и Город-Герой не захотел с этим мириться. После вооружённого госпереворота в столице Украины, Севастополь заявил о неподчинении киевской хунте.

Свой выбор севастопольцы и крымчане сделали на референдуме 16 марта 2014 года. Они вернулись в Россию. Фотографу Юлии Блоцкой хотелось как можно больше запечатлеть радостных лиц севастопольцев в дни Русской весны. 

«Хотелось восторга, после нескольких месяцев этого… не то, чтобы страха, но неуверенности. А здесь уже всё решено, точка. Мы победили, мы в России, мы дома. Люди просто обнимались, поздравляли друг друга и плакали. Это те эмоции, которые были. Слёзы радости, слёзы счастья на самом деле», – рассказала севастопольский фотограф Юлия Блоцкая. 

18 марта 2014 года на площадь Нахимова приходили целыми семьями, с детьми. С тревогой и волнением смотрели обращение Президента Владимира Путина, которое транслировали на большом экране. Люди ждали исторического решения – Севастополь и Крым возвращаются в Россию.

Совершенно незнакомые люди обнимались и плакали от счастья, поздравляя друг друга. За дни Русской весны Город-Герой Севастополь стал одной большой семьёй. Для фотографа Юлии Блоцкой очень важно было запечатлеть это для истории.

«Я репортажник, я снимаю для того, чтобы сохранить память. Чтобы никто никогда не смог сказать: нет, этого не было, как это было принято в СМИ с другой стороны – говорить о том, что голосование под дулами автоматов. Нет, этого не было. Было по-другому. И вот так было. Люди с флагами, люди радуются, люди стояли в очереди за этими флагами, чтобы потом повесить на балконе или прийти с ним на площадь», – сказала севастопольский фотограф Юлия Блоцкая. 

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Яндекс.Новостях

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях

Читайте также