Новости

.

В штольнях 35 батареи заброшена геофизическая станция

Она была открыта в 1986 году на глубине 25 метров в правом командно-дальномерном посту 35 береговой батареи. Длина потерны – 450 метров.

Тогда здесь был пустырь и море. Сейчас геофизическая станция стоит на единственном не застроенном клочке земли среди подступающих со всех сторон коттеджей. Вокруг забор и верный сторож - дворняга Буня, которую 12 лет назад ещё щенком приютили сотрудники геофизической обсерватории еще тогда Таврического национального института имени Вернадского.

Одна из них - Ольга Боборыкина. Она приезжает сюда раз в неделю, чтобы покормить собаку и проверить на месте ли замки. Внутри заперт уникальный прибор, на котором научный сотрудник около 25 лет проводила исследования гидросферы и литосферы для Черноморо-Азовского региона.

«Прибор называется лазерный интерферометр-деформограф макельсоновского типа. Он там сейчас находится. В каком состоянии - трудно сказать, поскольку там давно никого не было, и я думаю, что там полная деградация произошла. Прибор уникален. Их немного во всём мире. Я хочу подчеркнуть, что этот прибор не купить, его надо спроектировать, изготовить», - рассказывает бывший сотрудник геофизической обсерватории ТНУ им. Вернадского Ольга Боборыкина.

Геофизическая станция закрылась в 2013 году. По словам Ольги Боборыкиной, сотрудникам сказали, что у Украины нет денег на науку. Однако исследования проводились здесь до 2015 года за счёт грантов, пока станцию не передали на тот момент сочинскому Институту природно-технических систем. 

«А в 16 году всё, что называют геофизической лабораторией, перешло в Институт технических систем. Там оно всё закончилось. Кстати, сотрудникам было предложено пройти собеседование, что мы и сделали. Взяли меня, дежурных наблюдателей. Потому вытеснили меня и наблюдателей тоже уволили», - говорит Ольга Боборыкина.

Лишившись обсерватории, теперь вот так, сидя на корточках в казематах 35 береговой батареи, крымские учёные еженедельно снимает показания с датчика радона. Руководство музейного комплекса разрешило установить прибор, определяющий сейсмическую активность. 

«Сейчас мы видим на мониторе три кривых. Одна - это активность радона, которая измеряется в беккерелях. 30 Бк - это норма. Считается, что порог 200 Бк. Это тогда, когда человеку нужно покинуть территорию».

«Вот у нас был какой-то всплеск небольшой, 62 Бк я видела.

Когда?»

«Два раза 6-7 числа»

«Я повторю, что мы находимся на периферии главного разлома сейсмозоны. Анатолийский разлом проходит и там активная сейсмозона».

Несколько лет учёные Морского гидрофизического института просят передать геофизическую обсерваторию в их ведение для проведения исследований. Они готовы установить туда новое оборудование. 

«Наш институт и Валерий Володин (35 батарея) очень много лет мы пытались добиться успехов. Насколько я понял, департамент имущественных и земельных отношений не видит пути разрыва договора с ИПТС и передачи потерны нам. Надо отметить, что одной из направлений работы этой лаборатории уникальной было как раз предсказание землетрясений. Считайте, что этого направления в Севастополе в том виде, на высоком уровне, как было, больше нет», - отметил заместитель директора Морского гидрофизического института РАН Антон Георга-Копулос.

Дирекция музейного историко-мемориального комплекса «35 береговая батарея» переживает за сохранность правого командно-дальномерного поста, в котором сейчас размещена обсерватория. Это история последних дней героической обороны Севастополя. Именно через эту потерну покидал 35 батарею адмирал Октябрьский вместе с группой партийных работников, здесь сжигали секретные документы.  Этот участок под землёй - часть объекта культурного наследия и его важно сохранить, как и саму обсерваторию, - считает  директор музейного комплекса «35 береговая батарея» Валерий Володин. 

«Для нас очень волнительно, что сейчас нет хозяина у этой аппаратуры, а значит она не охраняется, а значит всё, что находится там в потерне тоже не охраняемо. Очень много желающих сегодня залезть на этот последний необследованный ими кусочек, чтобы построить там коттеджи. Ну построили коттеджи, потом через 50 лет развалится. Я повторяю, объект культурного наследия, мы заинтересованы, чтобы он сохранился», - заявил  директор Музейного историко-мемориального комплекса «35-я батарея» Валерий Володин.

Учёные и общественники Севастополя и Крыма писали обращения в министерство науки и высшего образования с просьбой передать геофизическую обсерваторию Морскому гидрофизическому институту. В ответном письме им сообщили, что в соответствии со справкой, предоставленной Институтом природно-технических систем в 2020 году, геофизическая обсерватория используется для выполнения двух тем государственного задания и у неё запланирован комплекс научно-исследовательских работ в рамках договора, заключённого с Институтом физики Земли, Институтом динамики геосфер и с Тихоокеанским океанологическим институтом РАН.

Наш телеканал направил информационный запрос руководству Института природно-технических систем, с просьбой пояснить, как они выполняют два государственных задания в закрытой и опечатанной обсерватории, в которой нет электричества с 20 сентября 2016 года. Также мы ждем ответ на вопрос -  возможно ли все же передать геофизическую обсерваторию Морскому гидрофизическому Институту. 

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Яндекс.Новостях

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях

Читайте также