Внимание

.

Севастополь-2014: в ожидании идеального шторма

Что привело к возвращению Севастополя в Россию? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться: одного лишь желания мало.

И на протяжении 20 с лишним лет пребывания в составе Украины город не раз делал попытки вернуться в Россию – однако самой России долгое время было просто не до него. Взять, к примеру, 1993 год: патриотические силы добились веской заявки, было опубликовано Постановление Верховного Совета Российской Федерации, в котором говорилось следующее: «Подтвердить российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года».

Но постановление было принято летом, а уже через месяц произошёл «августовский путч», затем расстрел парламента – и уже президент Борис Ельцин отказался от каких-либо претензий России на Севастополь. Город остался в юрисдикции Украины, как и предписывалось Беловежскими соглашениями 1991 года. Однако все последующие годы севастопольцы оставались верными своей Родине. В 2017 году на ТАСС вышло большое интервью Алексея Чалого, в котором он подтвердил, что Севастополь ждал и готовился. Подходящих ситуаций было несколько, но вплоть до 2014 года не было юридической возможности оформить «развод» с Украиной.

«В 2004–2005 годах мы первый раз готовились к активным действиям в связи с «оранжевой революцией». Но юридически крепкая база для наших действий могла появиться только в случае, если бы возник период беззакония», сказал Алексей Чалый. Такую возможность нам предоставили сами киевские начальники, которые увлеченно делили власть и не обращали внимания на происходящее вокруг. Однако было бы ошибкой считать, что Севастополь как единое целое готовился к отделению. Парадокс ситуации заключался в том, что желания власти и народа в этом вопросе разошлись. Но ещё большим парадоксом было то, что назначенный из Киева глава администрации нашего города Владимир Яцуба на поверку оказался куда большим патриотом, чем большинство избранных народом депутатов городского совета!

Яцуба приехал в Севастополь из Днепропетровска и после неуклюжих попыток с наскока завоевать популярность понял, что народ здесь умный и образованный и что установка, например, «памятника боцману» не вызывает восторга у населения. Чиновник занялся масштабными строительными проектами и надо сказать – достаточно успешно. При Яцубе были построены мост на железнодорожном вокзале и развязка на 5 километре Балаклавского шоссе. В планах был и ряд других больших по украинским меркам и бюджетам строек. Всё это уже было похоже на развитие и резко контрастировало с откровенной жадностью киевских властей в отношении полуострова.

Да, строительство стало возможным благодаря личным контактам Яцубы с руководством Укравтодора. Но надо признать, что хозяйственник он весьма неплохой. И как глава украинского города-региона политически он демонстрировал максимальную пророссийскую ориентацию, причем не только на словах. В 2013 году Яцуба совершил поездку в Волгоград, где были подписаны соглашения о дружбе и взаимодействии. Госпереворот, который совершили националисты в Киеве, он принципиально не принял и 27 января публично заявил о необходимости третьей обороны Севастополя. «Люди боятся, что эта «коричневая чума» придёт сюда. Вся наша сила в том, что мы имеем одну точку зрения. Наша задача — быть едиными и подчиняться одному порядку, потому что провокаторов много, они подготовлены», сказал Владимир Яцуба.

Однако развитие событий было стремительным и уже 23 февраля на митинге на площади Нахимова этот достаточно популярный чиновник сложил свои полномочия. Я не знаю причин, по которым он принял такое решение. Неожиданным оно стало и для Алексея Чалого, который рассчитывал, что Яцуба продолжит управлять городом. Возможно, сыграло свою роль давление украинской вертикали власти и даже угрозы. А может быть, как честный человек, он не стал нарушать присягу и просто отошёл в сторону? Как бы то ни было, к 23 февраля город оказался лишён верхушки исполнительной власти, а законодательная демонстрировала выжидательную позицию и категорически отказывалась от принятия решений.

Если бы тогда городской совет полностью состоял из настоящих севастопольцев, он бы оформил выход из Украины юридически безупречно. Но времени на раздумья не было. Так в течение буквально суток сформировался сценарий перехода власти к «народному мэру». Это был вынужденный шаг, и как впоследствии выразился Михаил Чалый, «желающих повисеть на кресте было немного». Алексей Чалый взял на себя ответственность за Севастополь и шагнул в неизвестность. Это теперь мы знаем, что закончилось всё хорошо. А вот тогда это была просто сумасшедшая авантюра. Севастополь снова готовился стать городом-крепостью.

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях

Читайте также