Почему «приватизация» ГУП не изменит рынок ЖКХ
В 2023 году в Севастополе было принято решение о приватизации ряда объектов и предприятий. До этого план приватизации на рассмотрение депутатов Законодательного собрания выносила «команда Овсянникова» и всякий раз получала отказ. Почему же сейчас было принято положительное решение и как в результате изменится структура городской собственности?
Закон о прогнозном плане приватизации на 2024 год был внесён Правительством Севастополя и принят в декабре. При этом понятию «приватизация» (то есть непосредственно переход в частную собственность) в нём соответствуют всего три объекта недвижимости: это нежилые помещения, которые Департамент по имущественным и земельным отношениям счёл возможным продать для получения денег в казну. Остальное – приватизация лишь по названию, а по факту – просто смена организационной формы предприятия.
Основной мотив изменений – необходимость уже через год, то есть к 1 января 2025 года, уйти от использования ГУП. Такие требования ко всем регионам страны выдвигает федеральное законодательство: ГУПы нужно преобразовать в иные предприятия или совсем ликвидировать. Если этого не сделать – ФАС уполномочена «зачищать» нарушителей в судебном порядке. ГУП как форма собственности останется лишь в ряде исключительных случаев – например, в сфере естественных монополий. Понятно, почему ГУП «Севастопольгаз» остаётся, а ГУП «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод», работающий на конкурентном рынке, будет преобразован в акционерное общество. Что важно – со 100% государственным участием.
Но это – тема отдельного разговора. А пока – о том, что больше всего беспокоит жителей Севастополя – а именно, о «приватизации» управляющих компаний. Приватизации в кавычках – потому что меняется, как я уже сказал, лишь организационная форма. «Управляющую компанию Нахимовского района» и «Управляющую компанию Гагаринского района № 2» преобразуют в общества с ограниченной ответственностью.
Что изменится? Практически ничего. Предприятия по-прежнему продолжат обслуживать жилой фонд. Станет ли это обслуживание лучше? Честно говоря, сомневаюсь. Но и ухудшится тоже вряд ли. Добавлю, что на заседании сессии депутаты Заксобрания адресовали директору ДИЗО прямой вопрос – не вырастут ли суммы в платёжках в результате таких реформ? «Абсолютно точно не отразится негативным образом. То есть здесь наоборот, ГУП получает возможность минимизировать бюрократическую процедуру ведения финансово-хозяйственной деятельности, что может повлечь снижение накладных расходов, которые будут вкладываться в тариф населению – но к увеличению это не приведёт», обещал директор Департамента по имущественным и земельным отношениям Тимур Кулиев.
Есть, правда, небольшой нюанс, связанный с тем, что ГУПы Севастополя обязаны перечислять 25% прибыли в бюджет города. Я не раз поднимал эту тему, указывая на то, что большинство предприятий приносит ничтожно малые прибыли или не приносит вообще. Это в первую очередь касается управляющих компаний – к примеру, согласно отчёту ДИЗО, за 2021 год среди них только «УК Стрелецкая бухта» честно перечислила в бюджет четверть дохода, то есть 500 рублей. Остальные не получили прибыли вообще. Но если вдруг мы увидим феноменальный пример УК, которая приносит существенную прибыль, то город, как учредитель и собственник такого ООО, конечно, будет вправе потребовать перечислить в бюджет эти сверхдоходы. Напомню также, что рынок жилищно-коммунальных услуг является конкурентным, у нас работают частные УК и жители многоквартирных домов сами вправе решать – кто будет их обслуживать.