Набережная Приморского бульвара утратила статус
В Севастополе внезапно уменьшилась территория объекта культурного наследия – Приморского бульвара.
Происходит это на фоне масштабных работ по ремонту набережной – при этом как раз сама набережная и исчезла из состава ОКН, но, как уверяют в Севнаследии, осталась в его охранной зоне. Что происходит и чем это грозит городу?
Всё началось в 2023 году, когда «шторм века» разбил многие объекты в Севастопольской бухте – в том числе и набережную. Летом 2024 года стало известно, что правительство Российской Федерации не оставит город в беде и для системного решения проблемы выделит 734 миллиона рублей на проведение работ по ремонту гидротехнических сооружений. В процессе работ строители сняли покрытие с подпорных стен набережной – выяснилось, что они сложены из достаточно крепкого камня. Возник вопрос – а что с ними будут делать дальше, опять покроют штукатуркой?
Тут историк и краевед Степан Самошин напомнил подписчикам самого крупного сообщества любителей истории Севастополя, что и в 1918 году, и в 1960 набережная Приморского бульвара выглядела именно так, с естественной каменной кладкой. Наверное, неплохо было бы сохранить ее в прежнем виде? Постойте, а как же статус объекта культурного наследия, что он предписывает делать в таком случае? – спросите вы и будете правы. Он действительно является ключевым в этой истории. Так вот – оказалось, что ещё в 2022 году Севнаследием была заказана некая экспертиза, по итогам которой территория ОКН уменьшилась примерно на 3 гектара – из неё оказался исключён весь прибрежный участок земли, то есть непосредственно набережная.
При этом важно, что федеральный закон чётко устанавливает: изменение границ ОКН возможно только в случае выявления документов или результатов исследований, которые отсутствовали при его утверждении. При этом общеизвестный факт, что набережная – это непосредственная часть Приморского бульвара, так указано и на исторических картах, и на многочисленных фотографиях разных эпох.
«Мы просим начальника Севнаследия Ирину Масликову поделиться с нами сенсационными исследованиями, доказывающими, что Приморский бульвар не является Приморским бульваром», написал Степан Самошин. В ответ руководитель Севнаследия попросила «не выдергивать конкретные факты и ошибки», и указала на то, что территория трансформировалась более чем за 100 лет.
«Ранее в восточной части был бульвар, теперь спортивный объект с режимом доступа; к морю устроены трибуны, и ныне разбитая волнами набережная, которая переделывалась много раз. Не замечать это – значить лукавить перед своей аудиторией», указала Ирина Масликова. Причина сложившейся ситуации понятна: если набережная – это часть ОКН, то никакого «ремонта» там быть не может. А надо делать только лишь долгую и дорогостоящую «реставрацию», и тогда возникает следующий вопрос – а что реставрировать? Ведь набережную ремонтировали и в украинский период – что, это наследие получается, тоже нужно хранить и оберегать? С другой стороны – вот прямо сейчас Степан Самошин обнаружил чудом сохранившийся дореволюционный чугунный столб ограды Приморского бульвара – причём он находится в той части, где его уже не защищает никакой статус, а значит, при ремонте его могут просто безнаказанно выкинуть. Радует одно: официально звучат заявления, что новая застройка ни набережной, ни самому бульвару вроде бы не грозит. Но таких подозрений у жителей города точно было бы меньше, если бы не вся эта «мышиная возня» с документами.