Внимание

 

Гостиница у ЦКБ «Черноморец»: вопросы без ответов

В мае Севастополь всколыхнула информация о планах постройки нового здания в историческом центре города. И вот уже почти месяц идёт обсуждение такой перспективы и звучат оценки экспертов, чиновников и депутатов.

Телеканал «Первый Севастопольский» 30 мая посвятил этой теме отдельный выпуск программы «Федеральное значение», где сторонники и противники нового строительства смогли высказать свои аргументы за и против.

Теперь выскажусь и я – по итогам тщательного изучения ситуации. Пока вижу – вопросов больше, чем ответов. Итак, как я уже сказал, на протяжении более чем трёх недель город обсуждает планируемую новостройку – и есть весомый повод: ведь это первая за 10 лет пребывания Севастополя в России попытка «уплотнить» исторически сложившуюся застройку центрального городского кольца.

«Самое удивительное, что не слышно в этом шуме городском весомого голоса управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя и его руководителя уважаемой Ирины Масликовой, а ведь это ОКН и находится он не где-то на задворках, а в самом городском центре», справедливо указывает экс-руководитель Севастополя политик Иван Ермаков.

И вот спустя три недели такая позиция прозвучала. Откликнуться на резонансную тему руководителя профильного органа власти буквально заставила общественность. «Общее волнение дошло до того, что известный в городе экскурсовод, специалист по архитектуре Севастополя и градозащитник Степан Самошин создал петицию и предлагает жителям голосовать против строительства гостиницы», написала в соцсетях Ирина Масликова.

Да – это факт. Такая петиция создана и стремительно набирает популярность – уже собрано более 6 тысяч подписей против проекта. Конечно же, это просто фиксация социологии, петиция не является официальной. Поэтому мы сосредоточимся на официальных фактах. Во-первых, выступление руководителя Севнаследия было мотивировано желанием не допустить «введения в заблуждение» широкой общественности. Цель благородная.

Поэтому для начала стоит определить предмет разговора: ремонт здания бывшего ЦКБ «Черноморец» инвестором и последующее размещение там коммерческой гостиницы – это нормально и законно. А вот новое строительство, идущее в связке с этим безусловно полезным проектом – уже не вполне укладывается в рамки закона. Сейчас поясню, почему.

Во-вторых, сразу позволю себе немного поправить руководителя Севнаследия: да, проект в прошлом году действительно рассматривал Градостроительный совет Севастополя. Но увы – там не было сказано ни слова о новом строительстве! Это факт, подтверждаемый видеозаписью заседания. Обсуждалось только и исключительно размещение гостиницы в здании ЦКБ «Черноморец». Вот как это было:

«Коллеги, предлагаю сегодня принять решение о том, что мы поддерживаем развитие этого здания как гостиницы, как отеля высокого класса в центре города, а уже дальше, после проведения торгов, когда будет архитектурная концепция подготовлена, её рассмотреть на архитектурно-художественном совете», обозначил Губернатор Севастополя на заседании градостроительного совета Севастополя 3 июня 2022 года.

И вот уже в архитектурной концепции обнаружился «рояль в кустах» в виде нового здания вместо двора. Далее. Вы тоже обратили внимание на слова губернатора о «торгах»? Это не оговорка. В 2022 году Михаил Развожаев чётко и недвусмысленно указывал на необходимость конкурсной процедуры по определению бенефициара, который сможет получить здание в центре Севастополя: «Мы готовы сейчас объявлять конкурс. Возможно, что будут другие интересанты. Но условия будут жёсткие с точки зрения восстановления, функционального использования и так далее». Отсюда вопрос: где эти конкурсные процедуры и их результат? Что мы обсуждаем?

Идём далее. Раз уж вдруг в 2024 году у появившегося вне конкурса инвестора появилось желание уплотнить застройку центральной части города строительством нового здания гостиницы, то это означает одно из двух: либо такие планы были изначально и о них в 2022 году членов Градсовета просто забыли предупредить. Либо же у инвестора не сошлись цифры в бизнес-плане и в какой-то момент стало ясно, что проект не окупится. Но это, извините, вопросы к качеству бизнес-планирования, раз уж это называется инвестициями.

И даже если так – то новое уплотнительное строительство в центре города в принципе невозможно, благодаря принятому в 2016 году приказу номер 2 министерства культуры России, который включил Севастополь в перечень исторических поселений федерального значения. Тогда это было воспринято крайне позитивно – документ позволял поставить точку в украинской практике уплотнительной застройки. Вакханалия того периода породила, например, монструозный торговый центр «Диалог» на Большой Морской и ряд других скандальных объектов.

Обратимся к этому документу. И увидим, что предметом охраны является соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными). Территория в границах исторического поселения занимает почти 2600 гектаров. 42% застроено, это 1100 гектаров. Свободные от застройки территории (улицы, дороги, площади, склоны холмов) занимают 830 гектаров. Но свободные – не значит «предназначенные для застройки».

Для нового строительства у нас выделены отдельные гигантские площади – районы КРТ на окраине. А в центре, извините, приказ Минкультуры нам прямо запрещает менять соотношение «свободных» и «застроенных» территорий. Риторический вопрос: новое здание вместо двора изменит это охраняемое соотношение или нет? Вот о чём должно помнить Севнаследие и весь архитектурно-градостроительный блок Правительства – о ключевом документе, где чётко прописано, что можно делать в центре Севастополя и чего нельзя.

Ну последнее (пока) замечание. Многочисленные лоббисты проекта застройки центральной части Севастополя оперируют понятием ОКН. Называют откуда-то появившиеся миллиарды рублей затрат на гипотетическое приведение объекта в соответствие (кстати, ни одного подтверждения этих цифр, которые растут на глазах, мы так и не увидели). Но суть не в этом.

Давайте пойдём простым и логическим путём – как говорилось в известном фильме, «пойдём вместе». Вот мы открываем на официальном сайте Севнаследия «Перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя». И пытаемся найти там адрес ЦКБ «Черноморец» – как известно, это улица Большая Морская, 1. Странно – но в перечне среди более чем 40 зданий на этой улице нет дома под номером один. Есть ОКН – дома номер 2, 3, 4 и так далее.

Да, в списке ОКН есть соседнее здание – с адресом «Проспект Нахимова, 21». Между ЦКБ и бывшим «Детским миром». Но мы видим, что это совершенно отдельные здания со смежной стеной – и адреса у них разные. И знаете что? Я немного волнуюсь – всё-таки официальный документ, а обсуждаемого здания, на ремонт которого нужны миллиарды рублей и которому подыскали инвестора, в этом перечне нет.

Конечно, здание могли бы «присоединить» к любому соседнему адресу – но это было бы, мягко говоря, странно. Так что было бы неплохо широкой общественности увидеть (во избежание заблуждений) помимо уже упомянутых результатов конкурса по поиску инвестора, пояснений соответствия этих строительных планов приказу Минкультуры, расчётов сметной стоимости восстановительных работ – ещё бы и паспорт этого ОКН. Вот такие вопросы возникают – и пока на них нет ответов. 

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях

Читайте также