Новости

.

В Инкермане на глазах рассыпается старинная крепость Каламита

Объект культурного наследия России находится в плачевном состоянии и требует строчных восстановительных работ.

Пока в «Херсонесе» возводят металлические помосты и строят дорожки в погоне за современностью, другие объекты музея-заповедника разрушаются. Крепость Каламита в Инкермане 11 века постройки — объект культурного наследия России, причём федерального значения. Под угрозой обвала находится часть башни, сообщил реставратор Анатолий Пряшников. Он уже больше 20 лет наблюдает за старинным укреплением и переживает за его судьбу. 

"На этой конструкции, которая самая высокая, шпилеобразная, основание её сложено слева из мелких камней, а справа из крупного блока. И, как вы видите, этот блок, судя по толщине раскрытия трещины, он постепенно начинает оттуда отходить. Ну это вполне естественный процесс. Если произойдёт выпадание этого блока из конструкции, то вся остальная конструкция долго не проживёт и достаточно быстро, я думаю, что в течение короткого времени, она обрушится", - поделился опасениями реставратор.

Башни построили в 11 веке византийцы. Сооружение являлось дальним форпостом для обороны Херсонеса Таврического. В 15 веке владельцы крепости несколько раз менялись: в разное время она принадлежала княжеству Феодоро, генуэзцам и туркам. В процессе завоеваний её могли разрушить много раз, впрочем, не до самого основания, отмечает Анатолий Пряшников. Достоверных данных об аутентичном виде четырёх башен не осталось, поэтому историческое воссоздание невозможно. В таких случаях остаются только противоаварийные работы и консервация, подчеркивает специалист. Они помогут укрепить и сохранить объект в его нынешнем виде. 

"По тому, что я вижу, допустим, я вижу, что очень и очень давно здесь не проводились подобные мероприятия, а это самое важное для сохранения объекта культурного наследия. Инъектирования метод — это метод введения специальных скрепляющих растворов под давлением в микрополости конструкции, которая скрепляет ее изнутри и снаружи совершенно не видно. От выветривания и выщелачивания спасают специальные консервационные растворы. Они бесцветные, они незаметные, они глубокого проникновения и скрепляют просто поверхность и материала и меняют её гигроскопические свойства", - рассказал Пряшников.

Он предположил, что в последний раз крепость реставрировали ещё в Советском Союзе. Об этом можно судить по остаткам известково-песчаного раствора, который раньше применяли для таких работ. Он помог скрепить элементы башни, но всё равно постоянно вымывается, ведь это естественный процесс, заявляет специалист. Когда состава между блоками не остаётся, — они постепенно выпадают.

"Вот этот блок мелкого и среднего размера. Мало того, что он может нанести какое-то увечье человеку, потому что доступ неограничен. Второй момент. Вот видите по свежим сколам и ударам, которые белого цвета, можно определить, что этот блок достаточно недавно упал оттуда. Тоже это однозначно от стенки. Вопрос когда он оттуда отвалился. Это бездоказуемо. Но тем не менее факт есть, что идёт разрушение данного объекта", - сообщил специалист.

Мелких элементов в башнях очень много, и конструкция, по словам реставратора, разрушается лавинообразно. Сначала вымывается скрепляющий раствор, потом теряется прочность. Как может показаться на первый взгляд, отсутствие некоторых элементов — не критично. Но под влиянием разных факторов — таких как ветер, или, к примеру, осадки, объект может быстро потерять свой прежний вид. Если башни стоят десятки лет и не рушатся, это ещё ни о чём не говорит, говорит Анатолий Пряшников. Такие объекты, по его мнению, требуют постоянного мониторинга. 

"Эта трещина требует инъектирования для того, чтобы туда не попадала влага и дальнейшее её. Здесь, конечно, влаги в арке нет. Эта трещина свидетельствует о уже каких-то появившихся нагрузках. А что там дальше — непонятно. По её характеру она, конечно, не критичная, но, тем не менее, видно, что уже какие-то поперечные нагрузки в конструкции появились", - показывает реставратор.  

По словам Анатолия Пряшникова, постоянное наблюдение за объектами позволяет менять план противоаварийных работ. Существует ли такой для крепости Каламита? И проводятся ли сейчас какие-либо работы для её сохранения? «Первый Севастопольский» направит в «Херсонес Таврический» информационный запрос. Реставратор надеется, что руководство и сотрудники музея-заповедника будут чаще выезжать на свои объекты и уделять им внимание. 

Подпишитесь на Первый Севастопольский в Гугл-Новостях

Читайте также