Режиссёр из Твери поставил «Каштанку» в СевТЮЗ
Чеховская «Каштанка» обрела ещё один дом – Севастопольский ТЮЗ.
В этом помогла приглашённая команда. Главный режиссёр тверского театра юного зрителя Иван ПАчин побывал на полуострове впервые. Вместе с ним для подготовки спектакля прибыла целая команда. Это ассистент, художник по свету, иллюстратор и звукорежиссёр. Они постарались сделать всё, чтобы наши актёры смогли выразить персонажей своим, особенным образом, поделился режиссёр постановки.
Иван Пачин, режиссёр спектакля «Каштанка», главный режиссёр тверского ТЮЗ:
"Аня Леонова, Андрей Мирный, Фёдор Парасюк, Илья Пашнин и я – все мы приехали только для того, чтобы дать артистам эту дорогу. У нас ещё был один очень важный человек в команде: Илья Боязный, он был педагогом по клоунаде.
Чтобы они немножко отказались от, может быть, того, как они играли раньше или открыли для себя что-то новое. Мы предлагаем какую-то новую степень игры, взаимодействия со зрителем, на которую они должны откликнуться и пойти за нами".
Главное для актёра, по мнению Ивана Пачина – быть наполненным игрой. И для этого нужно преодолеть большой репетиционный путь. Тогда своим мастерством и фантазией они смогут поддержать заложенную в пьесе суть. Посылы, подтексты, ценности и дух - доставать семантику из труда Антона Чехова можно бесконечно, считает Фёдор Парасюк - он перевёл рассказ на язык театра. Атмосфера Крыма наложила на этот процесс свои впечатления.
Фёдор Парасюк, автор инсценировки произведения А. П. Чехова «Каштанка»:
"Очень много зимы и снега в этом произведении, я сам родом из Сибири, здесь очень жарко – поэтому я чувствую себя иногда здесь так одиноко, потому что работаю над чем-то очень снежным, где много тумана и очень собрана атмосфера. А здесь такая жара. Мне кажется, это даже интересно".
Произведение о рыжей собачке, которая потерялась, но вернулась домой, артисты постарались переосмыслить: не только саму фабулу, но и образы. Поэтому интерпретация обрела самобытную аудиовизуальную форму. Продумывать инсценировки помогали цвета, вкусы и запахи, пропитавшие оригинальный рассказ.
Фёдор Парасюк, автор инсценировки произведения А. П. Чехова «Каштанка»:
"Там много раз повторяется о том, что Каштанка вспоминает из своего детства как бы запах стружек, запах дерева. И вот это запах детства. У меня, конечно, были не стружки. Но когда я писал её ощущения от этого запах, я вспоминал свой двор, и как там пахло".
Увлечь зрителя за собой, чтобы тот откликнулся и эмоционально подключился к происходящему на сцене - такую задачу ставят перед собой артисты. Потому что идеи классиков найдут отражение в жизни любого, отмечает артист Севастопольского театра юного зрителя Владимир Соловьёв.
Владимир Соловьёв, актёр Севастопольского театра юного зрителя:
"Моя роль называется у Антона Павловича «Неизвестный, новый хозяин». Это тот человек, который встретил Каштанку, когда она потерялась и взял её к себе.
Делает из неё артистку, открывает в ней таланты, относится к ней по-другому. Мы все друг у друга учимся, познаём что-то новое, открываем в себе новые грани. По жизни, наверное, встречаются у человека такие люди, которые делают поворот в жизни".
Основные декорации спектакля прячутся за раздвижной ширмой, используются проекции рисунков. Благодаря этому театральные подмостки становятся похожи то на вертеп, то на раёк, то словно превращаются в огромный экран.
Владимир Соловьёв, актёр Севастопольского театра юного зрителя:
"И каждый раз… Это как снежинки. Они не повторяются. то есть вы посмотрели спектакль, всё, уже такого спектакля больше не будет, будет следующий. Мы каждый день просыпаемся новыми людьми".
Артисты объясняют: им важно, чтобы дети ощутили, приняли и полюбили театр как таковой. Потому что он помогает развивать эмоциональный интеллект, чувство сопричастности, возможность ощутить боль другого – причём не только человека.
Иван Пачин, режиссёр спектакля «Каштанка», главный режиссёр тверского ТЮЗ:
"Мы играем. Тем самым мы соединяемся с детьми, потому что дети никогда не живут просто. Игровая природа у ребёнка очень насыщенная. И он всё превращает в игру. Театр очень близок к игре детей".
Приглашать режиссёров – традиция городского театра юного зрителя. Благодаря этому репертуар обогащается и привносятся новые жанры.
Елена Серга, специалист по связям с общественность СевТЮЗ:
"В каждом сезоне мы стараемся уделить этому внимание. Среди этих режиссёров не только знаменитые в театральных кругах. Такие как Яна Тумина, золотомасочника. Но есть и молодые режиссёры, которые тоже уже заявили о себе. Например, как Юлия Каландаришвили, которая поставила у нас «Дневник кота-убийцы». Сейчас работа Ивана Пачина, это тоже что-то интересное, необычное для нашего театра".
Хотя, сидя в зале, дети и родители проживают совместный опыт, кальку сюжета на ткань реальности зрители переводят по-разному. Поэтому ребёнок и взрослый, по мнению режиссёра, найдут в постановке каждый свои смыслы.
Иван Пачин, режиссёр спектакля «Каштанка», главный режиссёр тверского ТЮЗ:
"Это вот как в «Каштанке». Очень интересно, что дети её возвращение воспринимают как что-то очень хорошее, что-то очень правильное – она вернулась домой. А взрослые прекрасно понимают, что она вернулась домой в тот мир, где к ней не очень хорошо относились".
Фёдор Парасюк, автор инсценировки произведения А.П. Чехова «Каштанка»:
"Для нас очень важен вопрос, с которым сталкивается каждый, кто читает «Каштанку»: «Почему она вернулась?» в конце произведения.
И как человеку мне тяжело и больно принять её выбор в финале, что она вернулась. Но отвечать на этот вопрос, искать этот ответ, мне кажется, очень важно для каждого".
Ещё раз попытаться это сделать можно в севастопольском ТЮЗе в течение этого и последующих сезонов. После нескольких премьерных дней постановка займёт своё постоянное место в афише.