США разрушают мировую торговлю. Что делать России?
Торговую войну, развязанную США, эксперты ожидали ещё в конце прошлого года, когда стало ясно, что власть в Вашингтоне меняется. И уже тогда говорили, что такие действия будут противоречить обязательствам США по линии Всемирной торговой организации и различным двусторонним соглашениям.
Правда, тогда никто не подозревал, что счёт будет предъявлен буквально всему миру – 185 государств вошли в список Трампа! Да – часть из них получила отсрочку, и мы уже видим, что главный удар направлен на Китай. Но, как обычно, нас в первую очередь интересует – как отразятся эти меры на нашей стране и нашей торговле.
Экономист Максим Медведков отмечает: в результате применения высоких пошлин могут возрасти поставки товаров из третьих стран в Россию, то есть импорт: «Наверное, не самая большая беда, если в Россию завезут больше Harley-Davidson или американского бурбона, от закупок которых планирует отказаться Европейский союз. Потребители будут рады, а отечественных конкурирующих производителей немного».
Есть и обратный эффект: если к нам в ощутимых объёмах начнут приезжать легковые автомобили, металлы или химия — проблемы могут оказаться существенными. Но давайте копнём глубже и вспомним, как современный мир вообще пришёл к идее ограничений в торговле? Ровно 50 лет назад в США были приняты изменения в торговое законодательство, более известные как поправка Джексона—Вэника.
Разработали её конгрессмены Генри Джексон и Чарльз Вэник в ответ на ограничения в отношении выезда из страны, принятых тогда ещё Советским союзом. Таким образом Вашингтон легализовал возможность торговой дискриминации стран «с нерыночной экономикой». Поправка позволяла отказывать в применении режима нормальных торговых отношений нерыночным экономикам, если они не соблюдали свободу эмиграции (по мнению США).
Смешно, что отменили действие поправки аж в 2012 году – более чем через 20 лет после распада СССР. Но вернёмся к инструменту США под названием РНТО – режим нормальных торговых отношений. Вы удивитесь, но при оценке каждой конкретной страны Министерство торговли США берёт во внимание не только экономические показатели. Что это?
К примеру: если в одной стране электричество дешевле, в другой дороже, то и производство товара в первой стране более выгодно – стало быть, давайте обложим его дополнительной пошлиной, чтобы не давать конкурентного преимущества. Да – неприятно. Но, повторюсь, логично.
Однако США пошли ещё дальше: если страна хочет, чтобы её статус пересмотрели в пользу свободной торговли, то американский Минпромторг будет оценивать не экономику, а буквально всё, что пожелает. Так, например на оценку Белоруссии повлияло обеспечение равных избирательных прав. А при оценке России во внимание брали такие факты, как призыв сотрудников российских компаний на военную службу, предполагаемое осуществление кибератак на государственные органы и компании США, а также решения властей России о задержании американских граждан. Конечно, всё это играло «в минус». Вот такой произвол под прикрытием заботы о конкуренции!
Примечательно, что все эти фокусы существуют параллельно с обязательствами тех же США по линии ВТО. Хотя прямо им противоречат. И так поступают другие игроки – например, Евросоюз давил российские товары антидемпинговыми пошлинами. А чего стоят последние попытки внедрить «потолок» цен на нефть? Это же настоящий картель потребителей!
Но все эти нерыночные методы борьбы – вовсе не повод разрушать ВТО, считает Максим Медведков, который был главным переговорщиком на этапе вступления в неё России: «При всех проблемах функционирования этой организации она остаётся единственной правовой основой многосторонней торговой системы. Нужно добиваться выполнения этих правил, перезапустить систему принуждения к выполнению обязательств».
Допустим, с ВТО более-менее понятно. А как быть с остальными эпизодами взаимодействия с зарубежными «партнёрами»? Очень просто: поступать точно так же, как они с нами. Увы, не всегда это отвечает нашим запросам, как потребителей. Но тут уж выбирать не приходится.