Цены на продукты в Севастополе растут. Что делать?
Цены на продукты растут темпами, опережающими инфляцию – и порой без видимых причин.
На разницу обращают внимание те севастопольцы, которые выезжают в другие регионы и видят ценовые предложения «материковых» торговых сетей. Как правило – эта разница шокирует. Так, журналист и блогер Лариса Петренко приводит фото одних и тех же йогуртов, сделанные с небольшой разницей во времени: у нас упаковка 450 г стоит почти 150 рублей, на Кубани тот же продукт – 90 рублей! На 60 процентов дешевле! Как так?
Похожая картина и по многим другим товарам, и по топливу. Но если бензин торгуется на бирже и по нему есть положительная практика работы ФАС в случае необоснованного завышения цен, то продуктовая корзина слишком разнообразна. По этой или по другой причине антимонопольщики ценами на продукты питания не очень интересуются. Так, в 2016 году глава ведомства указывал на «сложную логистику» и говорил, что после постройки моста через Керченский пролив всё изменится. Как мы видим – этот прогноз не оправдался.
Между тем, в российской правовой системе есть способы влияния на подобный коммерческий произвол: ещё в 2010 году утверждены «Правила установления предельных розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости». К ним отнесены разные виды мяса, курица, рыба, масло сливочное и подсолнечное, яйца, сахар, соль, мука, крупы, основные овощи и яблоки. Так вот: Правительство Российской Федерации имеет право жёстко ограничить предельную цену этих товаров.
«… Если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10% и более с исключением сезонного фактора», указано в документе. Этот рост цен может зафиксировать Министерство экономического развития и затем внести предложения по ограничению цен, которые рассмотрят и примут меры.
Увы, то ли у нас не было замечено такого подорожания – то ли в министерстве были заняты другими делами, но этот инструмент не используется. Сейчас есть законодательная инициатива – заставить правительство в обязательном порядке использовать ограничение предельных розничных цен, посмотрим, что из этого выйдет. А до тех пор регионы выкручиваются, как могут.
В Крыму и Севастополе власти пытаются наладить диалог с владельцами крупных торговых сетей: подписаны меморандумы, по которым бизнес добровольно отказывается от заработка на некоторых видах товаров. Уже по самой этой формулировке очевидно, что это затея, скажем так, с переменной результативностью. Но вот есть данные, что система всё же работает и те покупатели, которые ищут продукты подешевле – их находят.
А чтобы в магазинах не забывали о подписанном меморандуме и не прятали товары с минимальной торговой наценкой – общественники проводят рейды по проверке их наличия. В Севастополе 8 торговых сетей (это более 100 магазинов) обязались поддерживать минимальные цены на 23 наименования продуктов питания первой необходимости.
В соседнем Крыму 21 февраля перечень товаров расширили – то есть к меморандуму заключили дополнительное соглашение, добавили товары для малышей (консервированное детское питание, подгузники) и бытовую химию. Очевидно, подобное соглашение готовится и в Севастополе – во всяком случае, должно готовиться, ведь у нас работают те же торговые сети, что и в Крыму, так что возражения вряд ли последуют.