БРИКС, Россия и мир: главное из выступления Лаврова
Отношения России с восточными партнёрами и западными недружественными государствами стали основной темой встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова со студентами и преподавателями МГИМО.
Это высшее учебное заведение он назвал «великим» для себя и добавил, что его выпускники работают не только в МИДе, но и в аппарате Правительства, и в Администрации Президента России, а дипломы МГИМО имеют свой «знак качества».
Сергей Лавров подчеркнул, что новые центры роста и развития в мире сейчас формируются вне территории «исторического Запада». Региональные интеграционные объединения, такие как Шанхайская организация сотрудничества, Лига арабских государств и многие другие играют важную роль в развитии многополярности в мире. «На глобальном уровне БРИКС, который быстро укрепляется, растёт его авторитет, БРИКС всё чаще выступает в качестве неформального координатора этих интеграционных региональных процессов», пояснил Лавров.
БРИКС уже вырос до 10 участников и ещё 30 стран находятся в очереди (в том числе заявку на участие, как недавно выяснилось, подала и Турция). Модель глобализации, которую продвигал Запад, сейчас разваливается – указал Лавров. Это происходит из-за того, что формируемые стараниями США институты оказались скомпрометированы их использованием вопреки заложенным в них принципам – как например, G7. «Ну а «семёрка», она по большому счёту, претендовала на роль такого «эксклюзивного клуба», регулятора мировой экономики. Фактически превратилась в военный штаб Соединённых Штатов по выработке планов сдерживания развития России, Китая, Ирана и других конкурентов», заявил дипломат.
Почувствовав утрату влияния, «семёрка» расширилась до формата «двадцатки» и пытается сохранить влияние в таких важных международных регуляторных структурах, как Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация. Однако, как подчеркнул Сергей Лавров, позиции стран Запада в этой сфере «незаслуженно привилегированные». Россия пытается бороться с монополией Запада и в информационной сфере, в частности – по вопросу регулирования использования интернета.
Профильная организация – Международный союз электросвязи, основанный как телеграфный союз ещё в 19 веке, сегодня является специализированным учреждением ООН. «Долгие годы обсуждается демократизация управления интернетом. Ничего не получается. Давайте выработаем какие-то общие добровольные принципы! Не хочет Запад делиться ещё одной сферой своей монополии», сказал Сергей Лавров.
Тем не менее, работа ведётся. Отвечая на вопрос студентов о перспективах профессии дипломата, министр отметил новое направление – так называемая «медицинская дипломатия», включающая международные аспекты взаимодействия в противостоянии пандемиям: «Борьба с ними сопряжена с огромным количеством махинаций. В частности, расследование, которое идёт в Еврокомиссии в отношении того, почему и зачем (наверное, и почём) так быстро была зарегистрирована AstraZeneca и другие западные вакцины, хотя они не выполнили все необходимые процедуры перед тем, как эта регистрация была оформлена».
Добавлю, что Сергей Лавров является высочайшим профессионалом. Ему, как и другим российским дипломатам, сейчас приходится работать в сложных и порой даже агрессивных условиях. Но наш МИД делает это успешно и тот факт, что до сих пор Россия не ощущает катастрофических последствий многочисленных санкций – во многом заслуга именно этого ведомства.